Звон колокола в давние времена предупреждал об опасности или возвещал о благостных событиях. Переливы колокольчиков впереди путников говорили об их приезде. Предмет зависти коллекционеров – настоящий валдайский колокольчик – стал прообразом сегодняшнего широко распространенного по всему миру сувенира.

Свое название валдайский колокольчик получил от одноименного города. Валдаем звали красавца-кузнеца, который, по легенде, жил посреди изумрудных лесов на берегу озера.

Но особые свойства получил валдайский колокольчик, цена которого всегда была очень высокой, за ореол мистического происхождения, связанного с вечевым колоколом свободолюбивого Великого Новгорода. Самостоятельный древнерусский город в конце XV века откупился от царя Ивана III бесценным вечевым колоколом в обмен за свободу своих земель. Но «мятежный колокол» разбился на маленькие осколки под Валдаем. Именно эти осколки, ставшие основой валдайских колокольчиков, продолжают звенеть о свободе и независимости.


Прославился Валдай не большими колоколами, а маленьким дужным изделием. На самой середине Московско-Петербургского тракта, главной дороги России, зародился валдайский колокольчик. Весело и звонко пел он под дугой русской конской тройки, вторя песне ямщика, и устанавливая ритм движения лошадей.

Валдай стал первым центром по литью именно ямщицких колокольчиков, со своим уникальным звучанием и особенностями технологии изготовления. Размеры валдайских колокольчиков и их уникально звучание, в сочетании с легендой о вольном колоколе, повышали их ценность.

До конца XIX века история литья валдайского колокольчика связана была с устной традицией.

Зарождение этого промысла на Валдае связывают и с преданием о том, что в XVII веке известный колокольный мастер Александр Григорьев отдал валдайским кузнецам остатки бронзы после отлива Никоновского колокола в Иверском монастыре.


Официальная история опирается на сохранившиеся колокольчики с гравировкой и датами. Самая ранняя датировка – 1802 год. Более ранних датировок не обнаружено, хотя упоминания о валдайских колокольчиках встречаются в литературе более раннего периода.

Расцвет колокололитейного дела пришелся на середину XIX века. Именно этот период представлен большинством сохранившихся изделий.

До 850 пудов меди использовалось на валдайских заводах купцов Смирнова, Митрофанова, а позднее Стулкина.

Колокольчики становятся предметом обихода аристократии, который используется для вызова слуг. Они становятся символом тройки. Когда под дугой размещается до семи колокольчиков разного размера и звучания. Каждый мастер вносит свою особенность, появляются веселые гравировки.


Сплав держится в секрете, пропорции меди, олова, бронзы и других металлов придают уникальность изделиям. Завод Смирнова за высокое качество и красоту своих изделий получает даже благословение императора Руси на штамповку герба на своих колокольчиках.

Колокольчики, датированные 1802 годом, появляются одновременно в разных регионах России. И сегодня загадка такого распространения этого промысла остается неразгаданной. Но первенство мастеров Валдая остается неоспоримым, что подтверждается сохранившимися экспонатами и тем, что форма и виды дужных колокольчиков всех регионов связаны с традицией валдайского литья.


Колокольчики, датированные 1802 годом, появляются одновременно в разных регионах России. И сегодня загадка такого распространения этого промысла остается неразгаданной. Но первенство мастеров Валдая остается неоспоримым, что подтверждается сохранившимися экспонатами и тем, что форма и виды дужных колокольчиков всех регионов связаны с традицией валдайского литья.

С 1995 года началось возрождение бронзового литья и валдайских колокольчиков. Производитель - Валдайский завод, ставший правопреемником Новгородского опытно-экспериментального завода народных художественных промыслов.

Художественное литье из сплавов латуни, бронзы и меди в виде самых различных форм и размеров сувенирных изделий в форме колокольчиков приобрело популярность на территории России и за ее пределами, получая многочисленные положительные отзывы о качестве продукции. Полированные или расписные, гравированные и с чернением, с высоким содержанием драгметаллов и не очень – сегодня выбор этого сувенира поражает разнообразием.