Символом народного одеяния у русских мужчин традиционно считалась косоворотка. По историческим свидетельствам, первые письменные упоминания косоворотки датируются серединой XII века и связаны с городом Суздалем – очагом русской государственности Северо-Восточной Руси. Этот период нашей истории связан с именем Святого Благоверного князя Андрея Боголюбского (1111 – 1174), властителя Владимиро-Суздальской Руси, первого Российского Самодержца, при котором политический и экономический центр Древней Руси переместился с Юга-Запада на Северо-Восток.


Не удивительно, что именно во время правления Андрея Боголюбского в землях, которые в последствии сформировали остов Великороссии, косоворотка начала свое победное шествие с тем, чтобы уже в новое время (XVII—XIX вв.) стать исключительно русской народной рубашкой.

Косоворотка прочно вошла в национальную память и исторические традиции русского народа. При этом, она имела всесословный характер: косоворотку носили и цари (Иван Грозный, Алексей Михайлович), и императоры (Александр III, Николай II), и высокородные бояре, и купечество, и мещанство. Но поистине безграничной была преданность косоворотке со стороны русского крестьянства – базисной основе Российского Государства.



Косоворотки получили свое название из-за особенностей ворота: разрез на рубахе был не спереди, как принято на современных рубашках, а сбоку, обычно слева. Интересно, что косоворотка могла иметь воротник (ворот) и не иметь его.

Существуют несколько гипотез, почему русские сместили классический прямой разрез на левую сторону:

1. предположение академика Дмитрия Лихачева, сводившийся к тому, что косой ворот позволял надежно спрятать цепочку и нательный крест: он не выпадал из рубахи.

2. знаменитый русский этнограф Дмитрий Зеленин полагал, что такой сложный крой позволял защитить человека от холода и ветра, потому что в рубаху ледяному воздуху было сложнее задуть.

3. ряд исследователей придерживаются мнения, что косой ворот – это все же дань военной традиции. Именно на левую сторону застегивалась кольчуга, поскольку так было проще защитить шею от удара (левая сторона тела прикрывалась щитом). 

Косоворотки обязательно красиво украшались вышивкой, которая имела обережное значение. Считалось, что определенные символы помогут отвести беду от владельца рубашки. Например, почти всегда вышивались ромбы – символ солнца на Руси. Часто на мужских косоворотках вышивали барвинок – это символ жизни, которая никогда не увянет. Нередко в качестве орнамента использовался виноград – символ плодородия.

В традиции косоворотка имела отношение исключительно к мужчинам. Женская же рубаха  называлась просто рубахой и являлась основой традиционного костюма. Поверх нее надевался сарафан (в северной культуре) или понева (на юге Руси). Рубашка была до пола, и дома дозволялось ходить в ней одной, если, конечно, в избе не было гостей. Женщины стали носить косоворотки в пику мужчинам в утверждение феминизма и революционных взглядов в конце XIX начале XX веков, и к традиции это уже не имело никакого отношения.



Сейчас косоворотка набирает популярность и носят её и мужчины и женщины. Косоворотки выходят на городские улицы, делая это умеренно и исключительно интеллигентно — а значит, они ещё надолго останутся небанальным элементом моды на каждый день. При всей своей самобытности, косовороткам не занимать функциональности. Уверены, вы тоже не будете в этом сомневаться после более внимательного знакомства с этой особенной одеждой, которая порой объединяет самых непохожих героев — от актёра Тимоти Шаламе до историка моды Александра Васильева.


Справедливости ради, нужно сказать, что речь идёт не костюмированной или традиционной косоворотке, а о современной, универсальной и лаконичной. Именно такие модели выбирают сегодня и мужчины и женщины, которые ценят родную историю и уважительно обращается к наследию, в том числе во внешних проявлениях. Актуальная косоворотка часто превосходит в удобстве и функциональности даже классические рубашки. Вот почему, целиком построенный на концепции современной городской косоворотки, — эту самобытную вещь носят не только в контексте тематических событий и съёмок, но и во время прогулок, встреч с родными и близкими, походов в театр, на концерты, торжества и даже в офис — в частности, под пиджак.